Проектирование музеев и мультимедиа экспозиций

Обратный звонок
Меню
Музейный маркетинг: как музею эффективно взаимодействовать с посетителями

Музейный маркетинг: как музею эффективно взаимодействовать с посетителями

Привлечение потенциальных посетителей является одной из приоритетных задач сферы искусства и культуры. Многие посетители считают, что музеи только экспонируют коллекции и проводят экскурсии. Но это далеко не все, что может предложить музей.

В статье мы расскажем, благодаря каким подходам и инструментам музеи и учреждения культуры могут воздействовать на посетителей и привлекать их в собственное социокультурное пространство.

Музей как кросс-функциональное пространство

С внедрением в нашу жизнь новых современных технологий общество также ступило на путь трансформации. На сегодняшний день цифровизация активно задает тенденции развития всех остальных сфер деятельности человека.

Музеи не стали исключением: для функционирования и развития они должны идти в ногу со временем. Именно поэтому они отходят от традиционных, принятых, методов взаимодействия с посетителями.

Деятельность современного музея должна быть направлена на то, чтобы сделать посетителя активным участником, а не пассивным наблюдателем.

Музей предоставляет возможность изучать коллекцию, заниматься самообразованием, общаться, развивать творческие навыки и проводить досуг. Также он может стать отличным инструментом в обучении и воспитании, создании тематических сообществ. Это лишь часть того, что может предложить музей.

Особенности маркетингового продвижения в музейной сфере

Маркетинговые стратегии в музейной деятельности отличаются от стандартных: они направлены на трансляцию и популяризацию смыслов музея. А главная задача маркетологов музея – создать образ уникального музея, обладающего индивидуальностью, интересного многим целевым аудиториям, — того места, которое запомнится посетителям.

Для эффективного взаимодействия с посетителями музея в первую очередь необходимо провести анализ целевой аудитории: реальных и потенциальных посетителей. Подобное исследование позволит найти оптимальные пути развития музея, покажет уязвимые точки, усилит преимущества. Важно ориентироваться на потребности посетителей, ведь именно они выдвигают запросы музею, формируют вектор его развития.

На что же важно обратить внимание при взаимодействии с гостями музея?

Сокращение дистанции: посетителям нужно давать больше информации о музее, делать его ближе и доступнее – таким образом можно разрушить барьер в убеждении посетителя, что музей – это «скучно». В зависимости от запроса целевой аудитории должен меняться и «голос» экспозиции.

Открытость: музей должен быть открыт для гостей с точки зрения представленности. Всегда приятнее посещать место, которое «открылось» тебе с разных сторон. Жизнь сотрудников, тематические мастер-классы и лекции, взгляд «за кулисы» — все это заинтересует разные категории посетителей.

Обратная связь от посетителей: взаимодействие посетителя и музея на равных — еще один из залогов успеха. Возможность открыто выразить свое мнение, подискутировать на интересную тему или найти единомышленника в пространстве музея сделает его более интересным в представлении посетителя.

Больше информации о том, как привлечь посетителей в музей можно прочитать в нашей статье.

Методы взаимодействия с посетителями

На сегодняшний день существует большое количество подходов к взаимодействию с целевой аудиторией музея. Мы предлагаем разделить некоторые методы и их инструменты на две группы – традиционные и цифровые (информационные). Предлагаем рассмотреть подробнее и разобраться в преимуществах каждого.

Традиционные методы

Традиционные (стандартные) методы представляют собой взаимодействие с посетителем музея в офлайн среде. Такой подход включает разнообразные формы общения с гостями и зрителями, способствует формированию новых партнерских связей и может принести новые источники финансирования.

Цель — познакомить посетителя с деятельностью музея, расширить кругозор, сформировать положительный образ учреждения у текущих и будущих посетителей

1.Каждый музей имеет свою направленность и тематику, поэтому проведение тематических экскурсий — это незаменимый инструмент взаимодействия с посетителем. Кроме того, в залах музея можно проводить тематические лекции и мастер-классы, воркшопы: эти коллективные методы обучения и воспитания подразумевают активное участие каждого человека. Поэтому все участники будут вовлечены в процесс, а значит будут сформированы положительные впечатления от посещения. Ведь кого не заинтересует, например, мастер-классах по созданию различных этнических предметов или практика письма старинные письма.

2. Во время экскурсионного маршрута можно демонстрировать фильмы по тематике в пространстве музеев – для посетителя это отличный вариант провести досуг с пользой. Метод позволяет избежать пересечение потоков посетителей по маршруту экскурсии. Станет отличным решением проведение в тематических залах концертов, чтений или других мероприятий.

3. Также музеи нередко сотрудничают с уникальными деятелями искусства и науки, которые смогут рассказать посетителям музея множество интересных историй и фактов о том, или ином событии. Организуйте встречу с деятелями в музее, сделайте анонс мероприятия и ждите посетителей! Все это позволяет расширить границы восприятия музея как площадки только для экспонирования.

4. Музей может стать площадкой, которая объединит киноманов и любознательных посетителей, литераторов и многих других. В этом поможет создание на базе музея клубов по интересам! Вы может привлекать пользователей к обсуждению статей, разбору деталей экспонатов, проводить встречи клубов по интересам, вовлекать зрителей в создание сопровождений и целых выставок или экспозиций. Активное участие в жизни музея укрепит связь между посетителем и музейным пространством, его смыслами.

5. С этой целью можно запускать внутри музея тематические лаборатории или исследовательские школы для разных возрастов: это не только заинтересует посетителей, но и может увеличить архивные фонды организации. К инструментам можно отнести тематические чтения, научные конференции и многое другое.

6. Проведение специальных акций или продажа билетов с открытой датой сможет стать визитной карточкой музея. Темы и ограниченный период времени позволят посетителю сформировать определенный запрос – так посещаемость точно возрастет.

7. Также к интересным решениям можно отнести уникальные тематические мероприятия: например, пригласить посетителей посетить музей ночью, провести «тихий час» в стенах культурного пространства или даже поменяться ролями с сотрудниками на некоторое время.

8. Музей – это особенная территория, где совершаются настоящие открытия, происходят невероятные и захватывающие путешествия в глубину веков, в ходе которых всё (или почти всё) тайное становится явным. Игры и квесты — еще один инновационный формат для музеев, который давно завоевал признание в других сферах досуга. Продумайте необычные сценарии, по которым пройдут посетители вашего музея, чтобы раскрыть все тайны.

9. Завершающим шагом к посетителю выступает продуманная и оригинальная сувенирная продукция – позвольте гостю унести «частичку» музея с собой, и он определенно вернется.

Цифровые методы

Подобные методы представляют собой взаимодействие с посетителем музея в онлайн среде или посредством современных технологий.

Цель — стать ближе к посетителю, войти в его цифровое поле и вовлечь в деятельность музея

1.Одними из главных таких подходов являются виртуальные музейные экскурсии: виртуальные музеи — это прекрасная возможность показать посетителям экспозицию без ущерба для реального музея. Популярность подобного интерактивного решения позволит увеличить посещаемость и реального музейного пространства: всемирный опыт показывает, что чем чаще люди посещают музеи онлайн, тем чаще они будут посещать их в реальной жизни.

2. В то время как вы приглашаете уникальных деятелей искусства, чтобы проводить с ними дискуссионные встречи, вы также можете транслировать прямой эфир в онлайн-пространстве. Зрители, которые по каким-либо причинам не смогли присутствовать лично в музее, получат возможность ознакомиться с лекцией и задать возникающие вопросы в чате трансляции. Так музей станет восприниматься пользователями в качестве площадки для обмена опытом и мнениями.

3. Кроме того, музейное пространство может быть дополнено и изменено посредством интерактивных элементов: по QR-коду можно открыть интерактивный гид, игру или другой интерактив. Любое изменение в музее – всегда притягивает новых посетителей.

4. Важным является и продвижение музея и его деятельности в социальных сетях. Через разные каналы сотрудники могут рассказывать обо всех сторонах жизни организации, а также выстраивать диалог с пользователями.

5. Викторины в чат-ботах – один из методов, являющихся инновационным для музеев. Чат-бот – это программа для мессенджера, которая отправляет пользователю определенный контент в зависимости от выбранного варианта действий из предложенных. Боты доступны в таких социальных сетях, как: Телеграм и Вконтакте. Создавайте квиз, который поможет посетителям вашего музея разгадать загадки и больше узнать о музее.

6. Подкаст – это аудио передача на определенную тему. На сегодняшний день насчитывается более 150 музейных подкастов по различным тематикам. В отличие от радио, которое вещает в прямом эфире, время потребления подкастов каждый слушатель выбирает самостоятельно.

7. Завершают наш обзор тематические онлайн-площадки, на которых музеи могут размещать не только общую информацию, но и оцифрованные коллекции, статьи, аудио-экскурсии, а также виртуальные туры. На сегодняшний день в России существует несколько площадок.

Но одна объединяет в себе все направления – Всероссийский виртуальный портал «Посети музей». Вы можете размещать оцифрованные экспонаты, виртуальные туры, аудиогиды, рассказывать о мероприятиях, которые будут проходить в вашем музее. Бонусом этой площадки является то, что она формирует у посетителя представление о вашем музее, и мотивирует после онлайн просмотра посетить его вживую и ознакомиться с экспозицией в реальном времени.


Взаимодействие с посетителями вашего музея может быть разным. Для любой аудитории можно найти подход и подобрать тот или иной метод и способ общения. Но вместе с тем, хотелось бы отметить, что без музейного маркетинга и продвижения в цифровой среде будет не просто.

Надеемся, что в этой статье вы найдете для себя новые методы взаимодействия с аудиторией, и будете применять их в работе своего музея, тем самым делая его привлекательным для посетителей!

Создаём современные музейные пространства и эксозиции

Которыми хочется делиться в соцсетях!

Музей под ключ - Vinchi Interactive

Интерактивные решения для музеев

Интерактивные решения для музеев

Комментарии (0):

Нет ни одного комментария. Вы можете оставить свой комментарий первым!

Похожие статьи:

Вам нужна реализация проекта музея
или экспозиции?

Погрузимся в задачу и предоставим эффективные варианты решений

Получить расчёт проекта
ЗАГОЛОВОК