
Принято считать, что музеи занимаются только сбором, хранением и распространением культурных и исторических ценностей. Однако сегодня наблюдается новая тенденция в музейной сфере — превращение учреждений в культурно-исторические и развлекательные центры, внедрение в традиционный подход к музейной работе новых инструментов взаимодействия с посетителем.
Сегодня важно уделять внимание не только созданию экспозиций и проведению выставок, но и развитию рекреационных и досуговых зон и инфраструктуры. Ключевым аспектом является работа с посетителями и организация их пребывания в музее.
Примеры из мировой практики демонстрируют, что музейная сфера, используя современные технологии маркетинга и PR, может стать привлекательной для новых посетителей. Описываем рабочие инструменты, которые помогут привлечь новых посетителей в музеи!
В широком значении маркетинг принято считать комплексом подходов, которые способствуют успешному продвижению любых продуктов, а также помогают анализировать спрос и эффективность рекламы. Но как быть таким организациям как музеи, изначально являющимся некоммерческими?
Маркетинг для музеев можно выделить в отдельное направление, исходя из специфичности целей и задач. Так,
Музейный маркетинг — это инструмент, который определяет, прогнозирует и удовлетворяет потребности посетителей музеев, а зачастую и способствует формированию этих потребностей.
Маркетологи музейной сферы занимаются анализом поведения посетителей, реструктуризацией предложений музея и построением возможных стратегий привлечения новых посетителей на действующие выставки и экспозиции. В рамках маркетингового направления могут разрабатываться и реализовываться специальные проекты, рекламные компании и прочее.
Такое направление маркетинга является одним из наиболее сложных и разносторонних: как правило, целевые аудитории музейных учреждений являются широкими — от дошкольников до пенсионеров. Задача сохранить свою целевую аудиторию, поддерживать постоянный интерес новой аудитории к своей деятельности — актуальная проблема для многих музеев. Поэтому для продвижения музея целесообразно охватить как можно более широкий диапазон посетителей.
Необходимо постоянно развивать и обучать свою публику, готовить ее к восприятию современных тенденций и трендов в сфере культуры, что требует длительного времени и дополнительных расходов.
Музей — это своего рода бренд, который нуждается в продвижении. Анализ различных направлений музейной деятельности позволяет классифицировать продукты, предлагаемые музеями, а также оценить возможности применения маркетинга в их работе.
Теперь ответим на волнующий вопрос: «Как повысить посещаемость музеев?» Мы выделили 6 инструментов, которые помогут привлечь новую аудиторию:
1. Дать доступ к скрытой информации
Люди так устроены, что информация, к которой имеют доступ лишь единицы, интригует. Как правило, попасть в музейные фонды могут лишь специалисты, а как быть простым посетителям? Выход, очевидно, есть! Покажите музей изнутри: как работает, чем живет. Дайте доступ не только в экспозиционные залы, но и на «музейную кухню». Сделать это можно как на сайте музея, так и в социальных сетях — рассказать об учреждении можно посредством виртуальных туров, прямых эфиров-интервью с знаковыми личностями музея или разнонаправленных видеороликов.
2. Музейный блог
Многие все еще с недоверием относятся к этому определению, но мы рекомендуем присмотреться. В блоге вы всегда сможете поделиться новостями о музейных проектах и выставках, обзорами музейной деятельности и многим другим. Посетители получат больше ресурсов о музее, а музей увеличивает свое присутствие в интернете. Люди любят истории про людей, поэтому такой прием вызывает интерес. Такой формат обмена информацией также позволит создавать на платформах музея клубы по интересам или коллекционные клубы. Так, например, виртуальный тур-блог по Третьяковке перерос в объединение коллекционеров.
3. Музейный SMM
Это еще один способ коммуникации с новой аудиторией. С тем, что мы живем в эпоху социальных сетей, поспорить сложно. Многие музеи можно встретить на таких площадках, как «ВКонтакте», «Одноклассники», Яндекс.Дзен и Телеграм. Проводите live-трансляции мероприятий, знакомьте потенциальных посетителей с изюминками экспозиции, это может побудить их к посещению музея, чтобы увидеть все вживую. Чередование различных маркетинговых стратегий на социальных платформах позволяет охватывать разные целевые аудитории музея, взаимодействуя и вовлекая в деятельность музея их все.
4. Интерактивный сайт + интернет-магазин
Сайт — визитная карточка музея, поэтому в интересах музея — сделать его ярким, интересным и удобным в использовании. Кроме того, на сайт можно добавить виртуальный тур, а также интернет-магазин с сувенирной продукцией музея. Виртуальный тур дает частичное представление о масштабах музея. Жители других стран и городов смогут подготовиться к визиту в музей, так им будет интереснее посмотреть на все экспонаты вживую. Продажа сувениров с репродукциями шедевров коллекции — это отличная реклама, так как частички «бренда» разлетаются по разным уголкам страны. Использование этих инструментов сделает сайт музея более интерактивным и живым.
5. Мобильные приложения
Выпуск именного приложения для смартфонов — отличное решение! Это могут быть аудиогиды, виртуальные экскурсии, навигаторы, игры, викторины. С их помощью можно оценить основные музейные экспонаты, проверить свои знания в области искусства, создать картину или узнать о различных акциях и анонсах, а также купить билет в музей. Основная идея подобных мобильных приложений — это «музей в кармане», так как у посетителя всегда есть доступ к музейным сокровищам. Нужно просто взять в руки смартфон.
6. Общение и поощрение
Добиться лояльности от посетителей музея поможет своевременное взаимодействие. Важно показывать не только богатство музейных фондов, но и вовлекать посетителей с помощью различных конкурсов. Их вы можете проводить на разных площадках. Например, после открытия новой экспозиции объявите о творческом фотоконкурсе, где главным условием станет фото с понравившимся экспонатом, которое нужно выложить в соцсети под специальным хэштегом. Также можно запустить виртуальный квест, который напрямую будет связан с действующей экспозицией: так посетитель сможет открыть в себе «детскую» сторону. Поиск нужных предметов или описаний точно понравится как взрослым, так и детям.
Применение вышеперечисленных инструментов позволит значительно расширить целевую аудиторию. Правильный алгоритм использования инструментов позволяет продвигать музейный бренд с минимальными вложениями и привлекать все больше и больше новых людей, которым нравится сфера искусства и культуры!
Если музей идет в ногу со временем, значит определенно станет интересным не только для посетителей или туристов региона, но и для единомышленников и партнеров. Внедрение новых технологий в представление истории и культуры, прямое взаимодействие с аудиторией — вот ключевые направления музейного маркетинга, которые станут преимуществом вашего музея или выставочного центра.
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Заполните и отправьте форму, после проверки модератором Ваш отзыв опубликуется на сайте
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Менеджер свяжется с вами в ближайшее время
Попробуйте еще раз
Очень иознавательно
Спасибо за информацию!В школьном музее Волгоградской области ,с.Малая Ивановка открываем новые тематические стенды посвященные 20 летнему челябинскому летчику Чумбареву И.М.При защите Сталинградских рубежей 1942г над с.Малая Ивановка ,таранным ударом сбил нем.самолет разведчик fw 189 сам благополучно приземлился. Идет работа над привлечением туристов в музей. .