Все большее количество музеев и социокультурных пространств стараются идти в ногу со временем: оснащают выставочные пространства и музейные экспозиции новыми технологически продвинутыми решениями. Поэтому дополнение экспозиции виртуальным туром или погружением в дополнительную реальность сегодня все больше набирает популярность.
Почему организации в сфере культуры выбирают виртуальные экспозиции? Как благодаря такому решению можно увеличить посещаемость музея? Мы ответим на эти и другие вопросы, касающиеся виртуальных музеев в нашей статье.
Для того, чтобы размышлять на тему популярности онлайн-музеев, необходимо дать определение данному явлению.
Историки культуры по-разному определяют данный феномен, но мы остановимся на трактовке Российской музейной энциклопедии:
«Виртуальный музей (от virtual — возможный, скрытый, как бы существующий) – это информация на электронном носителе о музее, который существует реально (сайты музеев) или только в сетевом пространстве».
Таким образом, виртуальный музей – это чаще всего «цифровая копия» реально существующей выставки или музейной экспозиции. Посетитель может перемещаться по залам, рассматривать экспонаты, самостоятельно выстаивать маршрут посещения.
Очевидно, что виртуальный музей не может рассматриваться как полноценная альтернатива реальному музею, но сегодня он стал ценным инструментом синтеза современных технологий и традиционной культуры.
История такого явления как виртуальным музей началась с развитием Интернета, около 90-х гг. прошлого века: вокруг подобных музеев моментально разразилась полемика в музейном сообществе. Одни выступали против, другие — за развитие виртуальных музеев. Лишь в начале XXI века музейные эксперты признали необходимость внедрения виртуальных копий экспозиций: виртуальные музеи стали очень популярны у посетителей — количество онлайн-экскурсантов практически стало равным реальным посетителям музеев.
На сегодняшний день большое количество музеев и выставочных пространств запускают виртуальные сопровождение тематических экспозиций. В последние годы Министерство культуры России активно поддерживает подобные инициативы музеев — за 3 года были созданы более 90 виртуальных музеев.
Но некоторые музеи вышли на совершенно новый уровень.
Русский музей в 2003 году запустил крупный проект, посвященный внедрению мультимедийных технологий в работу музея — «Русский музей: виртуальный филиал». В рамках проекта начал работу портал «Виртуальный Русский музея», полностью состоящий из мультимедийных и интерактивных экспозиций. Сайт позволяет просматривать коллекции из фондов Русского музея, «гулять» по залам и даже планировать поход в реальный музей. Так музей популяризирует собственную деятельность как в России, так и за рубежом.
Онлайн-проект «Моя Третьяковка» предоставляет широкий доступ к коллекциям музея. В состав портала входят два ключевых блока — виртуальная галерея и личный кабинет пользователя, в котором он может изучать, делиться с другими посетителями неизвестными произведениями искусства, общаться с представителями музея или даже стать одним из членов сообщества коллекционеров. Проект связан с эндаументом музея, поэтому любой пользователь может помочь Третьяковке в развитии и пополнении фондов.
Виртуальный тур одного из главных музеев России насчитывает около 1,5 тыс. панорам залов и внешних видов зданий. Совершить прогулку по музейным помещениям Эрмитажа можно в любое время суток — каждая панорама содержит приближенные изображения экспонатов, текстовые описания и даже видеоролики, посвященные произведениям культуры.
Виртуальный тур по огромному Лувру — отличный способ запомнить, где находиться нужный зал, экспонат или даже переход. Кроме того, все панорамы, представленные в туре, позволяют насладиться просмотром картин или предметов античного быта самостоятельно, избегая большого скопления людей, ведь Лувр ежедневно собирает в своих стенах тысячи посетителей.
Виртуальные музеи, которые позволяют любому человеку погрузиться в историю и искусство, становятся все более популярными. Сегодня виртуальные музеи делятся на две больших категории: оцифрованные представительства реальных музеев и полностью виртуальные пространства, не имеющие реальных прототипов.
Популярностью виртуальные музеи обязаны своим преимуществам.
1. Главным плюсом такого музея является его пластичность. Изменить музейное помещение и переоборудовать выставочный зал требует от музея больших физических и финансовых затрат, чего не скажешь о виртуальном пространстве. Несмотря на то, что виртуальный музей так же построен по правилам музейного проектирования, виртуальная экспозиция намного легче видоизменяется, экскурсионные маршруты могут формироваться под определенного посетителя, открывая большие возможности для творчества.
2. Сохранение экспонатов в их первоначальном виде. Для любого музей или выставочного пространства важно сохранить экспонаты неизменными как можно дольше и передать их следующим поколениям. Но это не всегда представляется возможным: экспонаты требуют особых условий хранения, реставрируются, поэтому не всегда можно получить к ним доступ. Виртуальный музей же может хранить оцифрованные копии экспонатов даже в разный момент времени, например, до и после реставрации. Нередко музеи создают копии-модели, которые воссоздают первоначальный вид объекта и позволяют рассмотреть все его детали.
3. Широкая целевая аудитория. Для виртуальных музеев характерно использование интерактивных возможностей, предоставляемых электронными носителями: пользователи разного возраста могут «перемещаться» по трёхмерным залам, получать любые сведения и изображения в доступной форме, самостоятельно моделировать на компьютере виртуальные собрания и экспозиции. Важной составляющей виртуального пространства является постоянная обратная связь с посетителями: можно стать членом клуба по интересам, задать интересующие вопросы хранителям музея или даже создать собственное произведение и получить его оценку.
4. Виртуальный музей дает свободу для творчества. Построенный по канонам музейного пространства, цифровой музей может принимать множество форм. Помимо музеев, представляющих артефакты прошлого, появляются музеи, проектирующие будущее. Прекрасная графика, 3D-моделирование позволяют создавать экспонаты в режиме реального времени.
Можно сформулировать четыре основных функции, которые выполняет современное виртуальное музейное пространство:
Таким образом, виртуальные музеи — это прекрасная возможность показать посетителям экспозицию без ущерба для реального музея. Популярность подобного интерактивного решения позволит увеличить посещаемость и реального музейного пространства: всемирный опыт показывает, что чем чаще люди посещают музеи онлайн, тем чаще они будут посещать их в реальной жизни.
Также музей в виртуальном формате отлично подойдет для посетителей с ограниченными возможностями здоровья: любой человек может посетить музей, не выходя из дома.
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам в ближайшее время
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Заполните и отправьте форму, после проверки модератором Ваш отзыв опубликуется на сайте
Заполняя форму вы даёте согласие на
обработку персональных данных
Менеджер свяжется с вами в ближайшее время
Попробуйте еще раз
Комментарии (0):
Нет ни одного комментария. Вы можете оставить свой комментарий первым!