Проектирование музеев и мультимедиа экспозиций

Обратный звонок
Меню
Виртуальная реальность: преимущества применения технологии в музейной сфере

Виртуальная реальность: преимущества применения технологии в музейной сфере

В условиях усиления конкуренции между крупными и малыми музеями освоение современных технологичных решений стало наиболее актуально. Виртуальная реальность — отличное решение для современного музея. Внедрение дополнительных виртуальных пространств позволяет сократить разрыв в представленности организации и увеличить интерес к экспозиции.

Кроме того, любой желающий может посетить залы, даже находясь за тысячи километров от музея, и полюбоваться произведениями искусства или уникальными архитектурными комплексами в любое время. В статье мы предлагаем рассмотреть главные преимущества данной технологии.

Виртуальная реальность как новый тип музейного пространства

Виртуальный тур (реальность) — это реалистичное отображение определенного пространства на экране различных устройств — мобильных телефонов, планшетов, VR-очков и других. Современные технологические инструменты сегодня вышли на новый уровень: с их помощью можно создать совершенно новое, не имеющее физического воплощения пространство.

В виртуальной реальности посетитель может мгновенно переместиться в созданное место, послушать экскурсию, рассмотреть объекты экспозиции или даже «заглянуть» внутрь экспонатов — все это становится реальностью с VR-турами.

На сегодняшний день можно выделить два основных вида виртуальных решений в музейной и культурной сферах:

Виртуальный тур, основанный на панорамных снимках. Виртуальный тур подойдет как музею в помещении, так и музею под открытым небом или музею-заповеднику. Подобный тур может отображать туристический маршрут по городу или показывать процессы производства на предприятии. Виртуальный тур станет отличным решением для организаций, которые расположены в местах, до которых трудно добраться.

Искусственная реальность, полностью созданная разработчиками. Основой подобной разработки являются созданные специально для приложения модели помещений, прорисованные или оцифрованные экспонаты в виде 3D-моделей и прочее. При просмотре 3D-тура зритель видит все пространство вокруг себя, может приближать и отдалять изображение, и взаимодействовать с экспонатами или использовать дополнительные инструменты приложения.

Сейчас мы приведем примеры, которые помогут наглядно отразить применение технологий виртуальной реальности для музеев различных специализаций:

  • Исторические музеи могут показать то, как выглядели различные локации много лет назад, реконструировать исторические памятники культуры, предложить посетителям виртуальную экскурсию в разные эпохи.
  • Художественные музеи могут оживлять знаковые картины экспозиции, обещаем, что посетители останутся в восторге. VR-технология позволяет не только совершать путешествие сквозь время и получать полезные знания, но и выстраивать диалог между экспозицией и гостями музея.
  • Литературные музеи могут создавать виртуальные фильмы на основе произведений авторов, которым посвящен тот или иной музей, это позволит посетителям в игровой форме ознакомиться с творчеством писателей.
  • Архитектурные музеи при помощи технологий виртуальной реальности могут воссоздать древнейшие сооружения, значимые памятники архитектуры и зодчества, посетители смогут прогуляться по созданным локациям и рассмотреть все в мельчайших деталях. 
  • Естественнонаучные музеи, благодаря виртуальной реальности, в режиме реального времени могут погрузить посетителей в мир дикой живой природы, показать те виды животных, которые вымерли много тысяч лет назад.

Главные преимущества виртуальной реальности

С каждым годом технологические возможности виртуальной реальности приумножатся: растет качество графики, добавляются форматы представления данных — 4D и 5D — и многое другое. Поэтому возрастают и преимущества технологии.

1. «Эффект присутствия». Знакомиться с шедеврами фондов возможно, даже находясь за тысячи километров от музея. Виртуальный тур нередко создает у посетителя чувство реального присутствия: чем ближе можно подойти, крупнее увеличить часть экспозиции, тем более запоминающимся будет посещение виртуального музея.

Нередко только при посещении музея посетитель может понять, насколько большим или маленьким может быть экспонат. Виртуальный тур поможет увидеть его в реальном соотношении с пространством. Также на экспозицию можно взглянуть с другой стороны: оказаться внутри экспоната или даже самому стать частью экспозиции.

2. Возможность дополнить реальную экскурсию. Благодаря виртуальной экскурсии можно показать посетителю те экспонаты, которые не могут быть представлены в экспозиции из-за особенностей хранения, или те, что находятся на реставрации. Помимо осмотра VR-тур позволяет пользователю взаимодействовать с пространством — трогать, рассматривать, включать проекции — например, анимации в виртуальной реальности.

3. Самостоятельное управление просмотром и временем посещения. Гость музея может сам выстраивать маршрут посещения: виртуальный тур доступен в любое время суток и разработан для индивидуального посещения. Подобный поход в музей подойдет для людей, которые не любят находится в толпе.

А запоминание конкретных экспонатов и их места в музее — отличная возможность сэкономить время и прийти в реальный музей для просмотра только понравившихся экспонатов.

4. Можно показать все помещение целиком и без ограничений — от пола до потолка. Тур представляет пространство объемно и гораздо более полно. Он может охватить экспозиции и пространства любых размеров — от небольшой тематической выставки до всех залов огромного музея.

5. Большая информативность по сравнению с фотографиями. Наличие в приложении всплывающих подсказок и пояснений, предназначенных для получения краткой текстовой или детальной информации об экспонате, дополнительные галереи архивных фото — еще одно ключевое преимущество виртуального пространства.

6. Виртуальная реальность подходит для разных категорий посетителей. Интерактивный контент точно заинтересует представителей всех возрастов: взрослые могут самостоятельно изучить информацию об объекте, а маленькие посетители — поиграть в VR-пространстве. Приложение может быть мультиязычным, в отличие от экскурсовода, и доступным для людей с ограниченными возможностями (слабовидящих, слабослышащих).

7. Оперативность во внесении изменений в пространства. Пространство в виртуальной реальности и его обустройство можно проектировать самостоятельно без дополнительных расходов. Например, для краеведческого музея можно спроектировать первоначальный вид предмета или показать, частью чего данный объект являлся. Современное технологическое решение позволит также сократить расходы музея на постоянное обновление экспозиционного пространства, а также частично услуги экскурсоводов.

8. Возможность перевозить разработку и представлять собственные достижения в интерактивной форме. Некоторые музеи предоставляют 3D-модели экспонатов в открытом доступе, поэтому любой желающий может скачать модель и воспроизвести ее на специализированном принтере. В комплексе с VR-приложением подобный комплект может стать более интерактивным.

Как внедрить виртуальную реальность в музей или выставочное пространство?

Виртуальная реальность позволит увеличить интерес к экспозиции и сделает экскуссию запоминающейся за счет интерактивности и вовлечения посетителя в экскурсию. На примере некоторых музеев, с которыми мы сотрудничали, расскажем, как можно ввести подобный интерактив в работу.

Виртуальный тур по Соловецким островам

Для посетителей Беломорского краеведческого музея было создано путешествие по Белому морю к Соловецким островам: помощью VR-шлемов пользователи смогут пройти виртуальный тур. Изучить различные места, пейзажи и красоты, провзаимодействовать с ними и получить и интересную информацию — все это возможно в новой VR-экскурсии.

В основу виртуального приложения были положены исторические материалы, собранные сотрудниками музея, а также архивные фотографии.

Виртуальная реальность «Живые картины» для Калужского музея изобразительных искусств

Посетители музея, надев шлем виртуальной реальности, смогут увидеть то, как оживают картины. Один из первых проектов с виртуальной реальностью, над которыми мне удалось поработать. Его уникальность в том, что при наведении виртуальных очков на картину она начинает оживать.

Виртуальный тур «Беломорские петроглифы»

В дополнение к выездной экскурсии и стенду о петроглифах Беломорья наша проектная команда разработала тур виртуальной реальности по группе этих археологических объектов. В виртуальную экскурсию вошли 15 точек на карте, которые размещены в трех крупных скоплениях петроглифов: Бесовых Следках и Ерпином Пудасе, Залавруге.

Каждая метка на карте содержит развернутую информацию об объекте: текстовое описание истории, теорий происхождения археологической находки, а также фотографии и аудиолекции. Готовый тур был установлен на шлемы виртуальной реальности с углом обзора в 90 градусов: это позволяет практически полностью погрузиться в цифровое пространство.

Виртуальный тур для Чебулинского краеведческого музея

Виртуальная вселенная на археологическую тему. Пользователям предлагается «выкопать» несколько экспонатов и прочитать текстовую справку о каждом из них. Виртуальная вселенная дает возможность представить себя участником раскопок и «выкопать» несколько археологических находок.

Виртуальная вселенная для Калужского музея изобразительных искусств

В качестве площадки, куда попадает пользователь, выбрана мастерская художника. Пользователю предлагается «нарисовать» несколько картин в разных стилях: импрессионизм, реализм, модерн и современное искусство — под руководством закадрового помощника. Так как картины необходимо нарисовать в течение указанного времени, азарт во время игры возрастает.


Виртуальная реальность на сегодняшний день необходима музеям. С помощью этой технологии можно дать возможность посетителям максимально приблизиться к историческим моментам и экспонатам. 

Если у вас есть потребность в реализации проектов с виртуальной реальностью, мы всегда рады помочь: продумать сценарий для музея, создать графику, разработать приложение и подсказать эффективное решение!

Создание виртуальной реальности (VR)

Создание виртуальной реальности (VR)

Создание виртуальной реальности (VR)

Создание виртуальной реальности (VR)

Комментарии (0):

Нет ни одного комментария. Вы можете оставить свой комментарий первым!

Похожие статьи:

Вам нужна реализация проекта музея
или экспозиции?

Погрузимся в задачу и предоставим эффективные варианты решений

Получить расчёт проекта
ЗАГОЛОВОК