Проектирование музеев и мультимедиа экспозиций

Обратный звонок
Меню
Тренды музейных технологий 2024

Тренды музейных технологий 2024

По данным опроса ВЦИОМ, за последние 10 лет посещаемость музеев в России находится на высоком уровне — более 90% опрошенных посещали музее за этот период. Одним из ключевых факторов такого роста можно назвать активное развитие технологий в культурно-выставочных пространствах. В статье предлагаем вместе с нами рассмотреть основные тренды и направления применения современных технологий в музейной сфере.

С чего все начиналось?

Еще более 50 лет назад информационные и цифровые технологии начали проникать в музейную деятельность. В большей степени под технологиями понимались средства и инструменты, которые применяли в своей работе компьютеры или другие телекоммуникационные системы. В настоящее время они широко используются во всех сферах деятельности музея: от учетно-фондовой, научно-исследовательской и экспозиционно-выставочной до реставрационной, издательской, управленческой и прочей.

Предшественниками информационных технологий стали аудиальные и аудиовизуальные средства, появившиеся в 1950-х годах. Далее компьютеры интегрировались уже в процессы работы фондов хранения – появились электронные каталоги коллекций.

В 1990-е развитие компьютерных технологий вышло на новый уровень: в музеях появляются мультимедийные системы и Интернет. Музеи начали создавать собственные сайты для привлечения новой аудитории.

Тренды музейных технологий

Основными трендами музейных технологий за последние 3 года можно назвать:

  • «Живые» музеи: внедрение инновационных технологий, таких как «умные» вещи, ожившие экспонаты;
  • Интерактивные технологии: использование радиометок, QR-кодов, сенсорных столов и интерактивных карт для взаимодействия посетителей с экспонатами;
  • Иммерсивные и сенсорные пространства: создание выставок, позволяющих посетителям стать свидетелями и участниками исторических эпох и событий;
  • AR- и VR-технологии: применение технологий дополненной и виртуальной реальности для создания виртуальных миров вокруг экспонатов, вовлечения детской аудитории в музейную тематику;
  • Мультимедийные гиды и приложения: использование бесплатных мобильных приложений для получения информации об экспонатах и проведения мини-экскурсий.

Давайте разберем основные пункты подробнее.

Интернет вещей и digital форматы в музее

В последние годы цифровизация музейных и выставочных пространств вышла на новый уровень. Экспозиции стали дополняться «умными» предметами экспозиции или другими инструментами, упрощающими взаимодействие зрителя с музейным пространством.

Внедрение интернета вещей (IoT) в музейные пространства позволяет улучшить безопасность экспонатов, оптимизировать работу сотрудников и сделать посещение музеев более комфортным для посетителей. Вот несколько примеров использования IoT в музеях:

  • Мониторинг температуры и влажности в залах (помогает сохранить экспонаты в хорошем состоянии).
  • Автоматическое управление освещением и отоплением в зависимости от времени суток и количества посетителей.
  • Использование датчиков движения для определения количества посетителей и оптимизации работы персонала.
  • Создание интерактивных экспонатов и инсталляций, которые реагируют на действия посетителей.
  • Применение систем распознавания лиц для контроля доступа и обеспечения безопасности экспонатов.
  • Внедрение умных замков и систем видеонаблюдения для предотвращения краж и вандализма.

Таким образом, внедрение интернета вещей в музейные пространства позволяет повысить уровень безопасности, улучшить качество обслуживания посетителей и сделать музеи более современными и актуальными.

Например, наш портал «Посети музей», при помощи которого мы делаем культуру доступной для каждого. Пользователи имеют возможность посетить музей, и ознакомиться с артефактами, не выходя из дома.

Виртуальная (VR) и дополненная (AR) реальность

Развитие технологий виртуальной и дополненной реальности способствует созданию иммерсивных и интерактивных экспозиций в музеях. Цифровые технологии, применяемые в пространстве современного музея, делают «вторую реальность», «другую культуру» более актуальной, ведь эти явления отвечают предпочтениям массовой аудитории.

Применения подобных технологий позволяют видоизменить способ презентации произведений искусства и экспонатов, что определенно заинтересует детскую и молодежную аудиторию. Цифровизации делает искусство более понятным для массового зрителя.

Современную молодежную аудиторию иногда не привлекают музеи в традиционном их понимании. Зрители предпочитают знакомиться с шедеврами мировой живописи, архитектуры, скульптуры в мультимедийном пространстве. Такой процесс реализуем исключительно посредством применения цифровых технологий.

Зачем музеям внедрять информационные технологии?

В настоящее время цифровизация активно поддерживается государством. Например, в сфере российской культуры реализуется национальный федеральный проект – «Цифровая культура», основной целью которого является создание виртуальных концертных залов в городах России и обеспечение широкого внедрения цифровых технологий в культурное пространство страны.

Так зачем же музеям необходимо внедрять инновации в работу? Использование в работе технологических решений позволит:

Сохранять культурное наследие: использовать 3D-визуализацию и виртуальную реальность для сохранения и передачи экспонатов будущим поколениям, для воссоздания исторических событий и эпох использовать современные мультимедийные технологии, например, виртуальную реальность и голограммы.

Укреплять связи с аудиторией: применять новейшие разработки для общения с посетителями на разных уровнях и привлечения их внимания.

Улучшать доступ к информации: внедрять интерактивные дисплеи, онлайн-каталоги и мобильные приложения для удобного поиска и изучения информации об экспонатах и выставках.

Повышать посещаемость: предлагать виртуальные туры, уникальные технологии и новые смыслы для обычных экскурсий.

Упрощать навигацию: использовать современные системы навигации и электронные гиды для облегчения ориентации посетителей в музейных пространствах.

Интерактивные решения сделаю музейное пространство интереснее – они повышают вовлеченность посетителя. Он уже не молчаливый наблюдатель, который переходит от экспоната к экспонату, а исследователь. Ему доступны разные технологичные инструменты изучения объектов в музее, разные способы прикосновения к истории и изучения ее глубже, чем по табличке с описанием или по рассказу гида. Это повышает интерес к музеям в целом.

Поэтому можно утверждать, что российские музеи демонстрируют значительный рост, в том числе, благодаря расширению своих цифровых возможностей.

Создаём современные музейные пространства и экспозиции

Которыми хочется делиться в соцсетях!

Музей под ключ - Vinchi Interactive

Интерактивные решения для музеев

Интерактивные решения для музеев

Комментарии (0):

Нет ни одного комментария. Вы можете оставить свой комментарий первым!

Похожие статьи:

Вам нужна реализация проекта музея
или экспозиции?

Погрузимся в задачу и предоставим эффективные варианты решений

Получить расчёт проекта
ЗАГОЛОВОК