В жизнь российских любителей искусства стремительно ворвались мультимедиа технологии. Это замечательная возможность объединять в компьютерной системе текст, звук, анимацию и видео, сулит перспективы в культурной сфере. Использование мультимедиа средств в деятельности современных музеев является одной из наиболее перспективных тенденций развития музейного пространства. Разнообразие технологических решений в контексте музейных экспозиций характерно не только для столиц, но и для российской провинции.
Мультимедиа технологии — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
В чем основная “фишка” интерактивных технологий?
Так или иначе, особенности интерактивных технологий кроются в их вездесущности и широте применения. Мы выделили три наиболее значимые черты мультимедиа:
· Обработка и хранение данных происходит в цифровой форме;
· Данные мультикомпонентные, могут содержать: текст, звук, графику, видео и анимацию;
· Интерактивность — активное взаимодействие между программой и человеком.
Какие задачи решают интерактивы?
Анализируя место и значение интерактивных технологий в «традиционном» музее, и основания для их использования, можно выделить задачи, стоящие перед ними:
· Дать дополнительную информацию об экспозиции;
· Расширить границы восприятия за счёт создания эмоциональных и визуальных образов;
· Показать те предметы, которые вживую показать невозможно;
· Донести разную информацию для разной аудитории.
Какие возможности есть у интерактивных технологий?
Применение мультимедиа привело к появлению новых источников информации - интерактивных карт, книг памяти, музейных и туристических медиагидов, обучающих, консультирующих, диагностических систем, промо-роликов и др.
Оцифровка коллекции дает музею ряд неоспоримых возможностей:
· Обеспечение сохранности музейного собрания;
· Широкий доступ для проведения научных исследований;
· Информационная поддержка основной экспозиции, получение дополнительной и более расширенной информации о предметах экспонирования;
· Популяризация коллекции музея с целью привлечения посетителей и знакомство с коллекцией тех, кто физически не может посетить музей (например, живет в отдалении);
· Предоставление доступа к музейной коллекции людей с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, использование данных технологий в экспозиционном пространстве музея позволяет реализовывать как образовательную, так и коммуникативную функции. Можно выделить две модели взаимодействия экспозиции и цифровых технологий с посетителями: первая – вспомогательная роль при интерпретации экспозиции (информационные киоски, столы, экраны), вторая – цифровая технология сама выступает в качестве музейного предмета (интерактивные экспонаты, видеоряд).
Кто сегодня ходит в музеи?
Исследователь музейного дела Джон Фальк предложил следующую классификацию посетителей, которая представлена в инфографике. Чтобы понять, кто ходит в музеи, достаточно узнать, как и что люди говорят о причинах посещения музея:
Гибкая типизация аудитории, описание ожиданий и запросов потребителя позволит создавать музейные проекты, направленные на конкретные и детально описанные группы интересов. Каждый проект будет обращаться к своей аудитории — с максимально четкой информацией.
На сегодняшний день аудитория музеев претерпевает значительные изменения. Среди посетителей возросла доля молодого населения, это и дошкольники, и учащиеся различных учебных заведений, которые в свою очередь, становясь старше продолжают посещать музеи. Многочисленные исследования говорят о том, что посетители, приходя в музей, хотят получить эмоциональную разрядку, интерактивность, своими силами добыть интересующую их информацию. Поэтому применение интерактивных технологий так востребовано в ведущих музеях.
Интерактивные технологии в действии
Мы выделили перечень мультимедиа технологий, который встречается в музеях нашей страны и пользуется большой популярностью у посетителей: информационные киоски, touch-панели разных диагоналей, сенсорные столы, проекции, медиа-аудиогиды, видео-стены, 3D маппинг, VR/AR технологии.
Отметим, что основой музея остается подлинный музейный предмет, в то время как цифровые технологии и мультимедиа дополняют замысел и содержание экспозиции, создают виртуальную среду и интерактивность для посетителей. Исходя из этого, мы делаем вывод, что обращение к информационным технологиям, с одной стороны, обеспечивает учреждениям культуры новые перспективы развития, поддерживает интерес со стороны аудитории и популяризирует их работу.
Привлекайте посетителей, удерживайте их внимание и интерес интерактивными технологиями, сохраняя при этом богатство содержания и глубину идеи экспозиции.
Преобразовывайте свои музейные пространства вместе с VINCHI INTERACTIVE!
Посмотрите портфолио наших работ на странице наших кейсов.